Алексей Трифонов: "У Самары есть гигантское конкурентное преимущество, связанное с именем Шостаковича"

В субботу, 11 сентября, в Самаре открылся музыкально-театральный фестиваль «Шостакович. XX век». В эксклюзивном интервью для Волга Ньюс продюсер фестиваля Алексей Трифонов рассказал о том, на какие компромиссы надо идти ради столь масштабного проекта, зачем строить музыкальную культуру региона вокруг имени Шостаковича и какие концерты необходимо посетить каждому.

— Как подбиралась программа «Шостакович. XX век» для Самары и Тольятти?

— Программа подбиралась исходя из концепции фестиваля, в плотном взаимодействии с членами художественного совета фестиваля. В него вошли в том числе вдова композитора Ирина Антоновна Шостакович и его сын — прекрасный дирижер Максим Дмитриевич Шостакович.

Мы старались представить максимально разноплановые и разножанровые аспекты творчества, с одной стороны, самого Шостаковича, с другой стороны, его современников и учеников. Что касается исполнителей, мы сосредоточились на том, чтобы привести в Самару самых интересных, актуальных современных российских и, по возможности, иностранных исполнителей. Понятно, что в связи с ограничениями с иностранцами сейчас сложно, и тем не менее у нас в программе есть совершенно прекрасный скрипач Доменико Нордио из Италии, японская скрипачка Аяко Танабе. Конечно, мы задействовали местные коллективы. Оркестр и хор Самарского театра оперы и балета, Тольяттинский симфонический оркестр и оркестр Самарской филармонии участвуют в фестивале. Плюс в программе есть несколько замечательных солистов — самарцев по происхождению, которые живут и работают в Москве. Мы пригласили к участию в фестивале солиста Большого театра — тенора Валерия Макарова, пианиста Владимира Родина.

— В программе много звезд, у которых графики расписаны на годы вперед. Сложно ли было получить их согласие на участие в фестивале?

— Договариваться с музыкантами о приезде мы начали весной этого года. Как только предложенная художественному совету концепция фестиваля была принята, предварительные переговоры с музыкантами переросли в конкретные внятные договоренности.

Все музыканты приняли приглашения с огромным удовольствием. Были объективные проблемы с Доменико Нордио — мы делали ему визу до последнего момента.

Сложность была только в том, чтобы со всеми согласовать конкретные даты выступлений, выстроить структуру. Ведь на фестивале выступают артисты. имеющие очень плотный гастрольный график. Например, у пианиста Андрея Коробейникова, одного из лучших современных пианистов не только России, но и мира, график расписан на несколько лет вперед. И нам очень повезло, что ему удалось выкроить два дня для Самары и Тольятти. Он обязательно приедет и выступит с выдающейся музыкальной программой. Сложными выдались переговоры, несмотря на взаимное желание, с Большим театром. Но в итоге все тоже удалось.

— Я слышала, что вы были не совсем довольны акустикой большинства предложенных самарских концертных площадок. Это так?

— Да, к сожалению. Честно могу сказать — увы, акустически филармонические залы в Самарской области нельзя назвать лучшими. Я считаю, что Самарский регион абсолютно достоин современного концертного зала, отвечающего всем актуальным требованиям, прежде всего акустическим, и надеюсь, что в каком-то будущем он все-таки здесь появится. Да, к сожалению, выбор залов — определенный компромисс. Но когда делаешь проект такого уровня, на компромисс приходится идти.

— Вы часто делаете проекты в регионах. У вас большой опыт работы с так называемой провинциальной публикой…

— Я не люблю слова «провинциальный» и предпочитаю говорить «региональный», потому что слово «провинция» часто носит негативную коннотацию.

В разных регионах — разная публика, с разными традициями посещения концертов академической музыки. В Самаре я делаю свой первый проект. Посмотрим, как все это пройдет. В принципе, зная, как публика ходит в Театр оперы и балета или, например, на концерты Юрия Башмета, который приезжает регулярно, думаю, фестиваль «Шостакович. XX век» будет ей интересен.

Я знаю, что в Самаре публика интересующаяся, отзывчивая. Понятно, что фестиваль»Шостакович XX век» большой и там много всего спрессовано, людям придется выбирать. Но я надеюсь, что все мероприятия найдут своего зрителя и слушателя.

— Шостакович достаточно сложный композитор до сих пор, несмотря на его статус и популярность. В работе фестиваля есть момент популяризации искусства Шостаковича и желания объяснить, рассказать, в чем феномен композитора?

— Да, много имен в афише, которые неподготовленным слушателям будут неизвестны. Но поверьте мне, что, например, концерт Галины Ивановны Уствольской, ученицы Шостаковича, слушается совершенно замечательно самыми неподготовленными зрителями. Это та музыка, которая, как говорится, «пробивает» сразу, настигая своим эмоциональным накалом любого, даже того, кто не привык ходить ни в филармонию, ни в оперный театр.

В программе фестиваля есть целый ряд произведений, которые на первый взгляд могут показаться неизвестными, сложными. Но не надо бояться, что кто-то чего-то не поймет. Тут вопрос только в том, есть ли у слушателя максимальная открытость к новому. А если вам что-то не понравилось, либо вы что-то не поняли, — в этом абсолютно нет ничего страшного. Главное — проявлять искренний интерес.
Плюс, что касается популяризации, в рамках фестиваля пройдут историко-культурная конференция, серия открытых лекций и паблик-токов, где ведущие российские историки культуры, музыковеды будут общаться с самарской и тольяттинской публикой. Могу сказать, что собирается приехать один из самых известных в мире специалистов по Шостаковичу — Левон Оганесович Акопян. У него недавно вышла очень интересная книга, посвященная феномену Шостаковича в истории музыки и в истории культуры ХХ века. Так же активно со слушателями будет общаться замечательный композитор Алексей Сюмак — член художественного совета фестиваля, лауреат премии «Золотая Маска», актуальный современный композитор. Я думаю, что общение с ним и его взгляд на музыку Шостаковича через призму современной композиторской школы будут крайне интересными.

— Как вы думаете, стремление Самары выстраивать музыкальную культуру вокруг имени Шостаковича — позитивный момент или здесь есть какие-то нюансы?

— Я считаю, что Самара просто обязана использовать уникальную ситуацию с фактом пребывания Шостаковича здесь во время эвакуации и с мировой премьерой Седьмой симфонии. Станет очень странно и обидно, если это не будет использовано достойным образом.

Понятно, что Самара конкурирует с другими региональными городами, в которых есть оперные театры и филармонии — в лучшем или худшем состоянии. И у Самары здесь гигантское конкурентное преимущество, связанное с именем Шостаковича и с его наследием. Использовать это преимущество — абсолютный долг жителей Самарской области и властей региона, которые, кстати, очень позитивно к этому относятся и наш фестиваль активно поддерживают. Благодаря поддержке губернатора Самарской области Дмитрия Азарова и министра культуры Татьяны Мрдуляш фестиваль смог состоятся в полном объеме, с приездом всех тех замечательных коллективов и солистов, которых мы пригласили.
Естественно, фестиваль «Шостакович. ХХ век» надо развивать, так же как это делали в Перми с Дягилевским фестивалем или в Воронеже с Платоновским фестивалем. Ведь сейчас это два региональных мультижанровых фестиваля, которые известны на всю Россию и на которые приезжают со всей страны и из-за рубежа. Я считаю, что фестиваль «Шостакович. XX век» имеет возможность получить такую же известность, такой же статус, как Дягилевский или Платоновский, и стать драйвером развития музыкальной культуры не только Самарской области и Поволжья, но и России в целом.

— Нельзя не отметить, что даже в сравнении с названными фестивалями в Самаре билеты на концерты продаются по весьма демократическим ценам.

— Да, мы старались сделать так, чтобы все желающие имели возможность прийти на фестиваль. Мы очень заинтересованы в том, чтобы пришла молодежь и студенты. Мы, конечно, ждем и людей более старшего возраста, и требовательную публику, которая имеет привычку ходить на концерты академической музыки. Но одна из главных задач фестиваля — привлечь молодежную аудиторию, заинтересовать ее и сделать так, чтобы в дальнейшем молодые люди стали постоянными участниками фестиваля, постоянной публикой концертов академической музыки.

— На какие концерты в программе фестиваля вы посоветовали бы пойти в первую очередь?

— Очень сложный вопрос, потому что все концерты замечательные. Но я бы, наверное, при прочих равных, учитывая уникальность программ и факт, насколько сложно было привезти этих музыкантов, выделил бы концерты Андрея Коробейникова, концерт камерной музыки замечательного Доменико Нордио и Михаила Лидского и, безусловно, всех призываю прийти на закрытие фестиваля — на концерт хора musicAeterna. Они выступят с совершенно уникальной программой, которую нельзя услышать даже в Москве. Но опять же, повторюсь, концерты фестиваля заслуживают максимального внимания самарской публики.


Оставить комментарий:



Немного рекламы
Создание и доработка сайтов | Веб-студия Ladya Digital
ladyadigital.ru
Оживляем интернет-ресурсы любой сложности - от небольших лендингов до огромных онлайн-магазинов